Гиперплазия простаты признана заболеванием прогрессирующим, что неоднократно подтверждено различными исследованиями, результаты которых публикуются регулярно в Клинических руководствах, издаваемых Европейской ассоциацией урологов (2). Наибольшее подтверждение прогрессии было получено в ходе исследований Olmsted и PLESS (3, 4). Развитие симптоматики заключается в снижении максимальной скорости потока мочи, увеличении объема остаточной мочи, увеличении объема предстательной железы. Отдельно в качестве подтверждения прогрессии рассматривается частота возникновения острой задержки мочи или необходимость хирургического лечения, а также изменение уровня простатического специфического антигена (5). Субъективная оценка больным своего состояния также является важным признаком прогрессии заболевания. Пациент самостоятельно заполняет шкалу IPSS, основываясь на собственных ощущениях, что позволяет врачу выбрать наиболее подходящий вариант лечения (6). Благодаря проведению подобных исследований появились данные, позволяющие не только доказать прогрессирование заболевания, но и уточнить наиболее вероятные факторы риска развития гиперплазии, такие как, например, возраст, уровень ПСА, объем предстательной железы и другие (7). Это дает возможность врачам назначать лечение тогда, когда симптомы заболевания еще не слишком выражены. Однако назначение лекарственных препаратов с целью профилактики риска прогрессирования на ранних стадиях гиперплазии предстательной железы в настоящее время изучено мало. Применение тактики активного наблюдения приводит в итоге к назначению лекарственных препаратов уже в тот момент, когда симптомы гиперплазии предстательной железы очевидны. Актуальным в настоящее время становится вопрос профилактической медикаментозной терапии и терапии пациентов с минимальными проявлениями гиперплазии предстательной железы, так как патогенетическое лечение данного заболевания способно замедлить, или предотвратить, его прогрессию.
Актуальность вопросов профилактики аденомы простаты и своевременного назначения адекватной терапии для лечения гиперплазии предстательной железы побудила нас провести клиническое исследование по оценке эффективности и безопасности медикаментозной терапии пациентов с начальными симптомами и риском прогрессирования аденомы простаты препаратом Простамол® Уно (экстракт Serenoa repens). Выбор данного препарата был обусловлен несколькими причинами. Во-первых, экстракт Serenoa repens обладает максимальным уровнем безопасности, доказанным в проведенных ранее мультицентровых исследованиях: препарат не влияет на артериальное давление, не изменяет эректильную функцию, обладает высоким профилем безопасности, что обуславливает возможность неограниченной длительности применения. Все вышеперечисленное чрезвычайно важно для любых пациентов, а особенно для тех, кому предстоит принимать терапию многие месяцы и годы (8-13). Во-вторых, Простамол® Уно обладает комплексным патогенетическим действием, которое одновременно направлено на ингибирование процесса роста гиперплазии простаты и ликвидацию симптомов хронического простатита за счет комплексного противовоспалительного действия. В-третьих, препарат не снижает уровень ПСА и, таким образом, не маскирует развитие рака простаты, что крайне важно для скрининга данного заболевания (7). Четвертой причиной явилась широкая распространенность и частота применения препарата Простамол® Уно для лечения заболеваний простаты в России на протяжении последних лет (14).
Главной задачей нашего исследования был ответ на вопрос: сможет ли назначение препарата Простамол® Уно замедлить или остановить прогрессирование течения гиперплазии простаты и улучшить показатели основных и второстепенных критериев оценки эффективности лечения? Основной целью данного исследования является изучение влияния препарата Простамол® Уно на субъективную и объективную симптоматику у пациентов с минимальными проявлениями гиперплазии предстательной железы и предотвращение их прогрессирования. В исследование с целью создания однородной группы пациентов, были включены только те больные, у которых имелась гиперплазия предстательной железы и высокий риск ее прогрессирования. Критерии включения основывались на данных по прогрессированию гиперплазии предстательной железы, опубликованных в руководстве по доброкачественной гиперплазии предстательной железы Европейской ассоциацией урологов (2). Целью использования данных критериев было создание группы больных с начальными формами гиперплазии, исключив тех мужчин, у которых риск прогрессирования заболевания минимальный, а, следовательно, доказать эффективность применения препарата Простамол® Уно было бы затруднительно. Контрольная группа (активное наблюдение) была необходима для объективного анализа полученных данных. Активное наблюдение также рекомендовано Европейской ассоциацией урологов, как один из вариантов для ведения больных ДГПЖ (2).
Название проведенного исследования: мультицентровое, открытое рандомизированное, сравнительное исследование эффективности в отношении прогрессии симптомов и качества жизни, а также переносимости и безопасности препарата Простамол® Уно в дозировке 320 мг 1 раз в сутки в течение 36 месяцев в сравнении с контрольной группой у больных с начальными проявлениями гиперплазии простаты.
Основной целью исследования была оценка эффективности препарата Простамол® Уно в предотвращении прогрессирования симптомов у больных с начальными проявлениями гиперплазии предстательной железы при помощи анкет IPSS и QoL (BS).
Второстепенные цели:
Анализ основного и второстепенных параметров эффективности проводился на основании полученных в исследовательских центрах данных. Основным показателем эффективности являлось изменение балла по шкалам IPSS и QoL (BS). Все имеющиеся параметры эффективности были проанализированы. Всего в исследовании приняло участие 100 пациентов, включенных в исследование согласно критериям включения и исключения.
Критерии включения:
Критерии исключения:
Доза и способ приема лекарственного препарата:
К настоящему моменту исследование полностью завершено и результаты всех описанных выше объективных и субъективных методов обследования обработаны статистически. Для представления данных мы применяли методы описательной статистики. В диаграммах, описывающих наши результаты, представлены значения медианы, а так же 5 и 95 перцентиля. Для сравнения применены критерии Крускалла–Уоллиса и Манна–Уитни.
Перед началом анализа окончательных результатов нашего исследования, мы приводим таблицу (таблица 1) исходных показателей контролируемых параметров с целью демонстрации однородности лечебной и контрольной групп.[1]
За время исследования в группе, принимавших Простамол® Уно, произошло снижение симптоматики по шкале IPSS (р = 0,001)[2]. В контрольной группе, напротив, произошло ее увеличение согласно опроснику IPSS (р=0,001) (рисунок 1).
За три года исследования в группе принимавших Простамол® Уно произошло статистически достоверное улучшение показателя качества жизни (р = 0,001). В контрольной группе, напротив, произошло достоверное ухудшение (р = 0,001) (рисунок 2).
С начала исследования произошло достоверное (р = 0,001) увеличение максимальной и средней скоростей потока мочи в группе пациентов, принимавших Простамол® Уно. В группе контроля достоверно (р = 0,001) снизилась максимальная и средняя скорости мочеиспускания (рисунки 3, 4).
За время наблюдения можно отметить стабильный объем мочеиспускания в основной группе (р = 0,017) и статистически достоверное снижение объема остаточной мочи (р = 0,001). В контрольной группе изменения объема мочеиспускания не было (р = 0,283). При этом отмечено статистически достоверное увеличение объема остаточной мочи (р = 0,001) почти двукратно (рисунки 5, 6).
В течение периода наблюдения объем простаты в группе принимавших Простамол® Уно достоверно уменьшился (р = 0,001), в то время как уровень ПСА не изменился (р = 0,018). В контрольной группе за два года наблюдения отмечено увеличение объема простаты (р = 0,001) и незначимое изменение уровня ПСА (р = 0,623). Неизменный уровень ПСА в основной группе подтверждает данные о том, что Простамол® Уно не влияет на истинный уровень простатического специфического антигена (рисунки 7, 8).
За первый год исследования оперативных пособий, задержек мочи не было в обеих группах. Так же, за первый год наблюдения не зарегистрировано никаких нежелательных явлений.
Отдельно стоит отметить тот факт, что в группе пациентов, принимавших Простамол® Уно, ни у одного пациента в течение первого года наблюдения не было отмечено прогрессирования симптоматики ни по одному критерию наблюдения. Подобный вывод нельзя сделать на основании сводных показателей, которые изучаются в данном исследовании – к такому заключению мы пришли, индивидуально проанализировав результаты каждого пациента.
К восемнадцатому месяцу у двух пациентов контрольной группы был отмечен эпизод острой задержки мочи. Эти пациенты были оперированы. У одного пациента из контрольной группы и у одного пациента из группы пациентов принимавших Простамол® Уно было отмечено повышение уровня ПСА, потребовавшее выполнение биопсии.
Диспепсия как нежелательное явление появилась у 3 пациентов из контрольной группы – соответственно, мы не можем связать это нежелательное явление с приемом препарата.
В группе получавших Простамол® Уно у двух пациентов случились эпизоды ОРВИ.
К 5 визиту из исследования выбыло 11 пациентов из контрольной группы и двое из лечебной группы. Основной причиной выбывания (8 пациентов) из контрольной группы послужило ухудшение симптомов и желание получать терапию, двое были оперированы после ОЗМ, одному выполнена биопсия в связи с подозрением на рак простаты.
В группе принимавших Простамол® Уно один пациент выбыл в связи с повышением уровня ПСА и выполнением биопсии простаты, а другой решил прервать свое участие в исследовании по причинам, не связанным с состоянием здоровья. К концу исследования количество выбывших, по той или иной причине, пациентов не увеличилось. На протяжении последнего года наблюдения и лечения нежелательных явлений не было за исключением трех эпизодов ОРВИ в контрольной группе и одного эпизода ОРВИ в лечебной группе.
Приведенные в статье данные воодушевляют нас продолжать исследования, направленные на практически новый аспект применения растительного экстракта Serenoa repens – профилактику прогрессирования гиперплазии предстательной железы. Мы считаем перспективным продолжать подобного рода исследования, а экстракт Serenoa repens – эффективным и безопасным инструментом в профилактике прогрессии симптомов нижних мочевых путей при гиперплазии предстательной железы.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.