Соматические маски синдрома вегетативной дистонии
Таким образом, вегетативные нарушения затрагивают практически все функциональные системы организма.
Одними из наиболее частых форм вегетативной патологии являются психовегетативные нарушения, которые врачи устанавливают на синдромальном уровне. Для психовегетативного синдрома характерны чувство беспокойства, нервозность, раздражительность, нарушения сна, перевозбуждение (неусидчивость, кусание губ, непроизвольные движения и др.) и нередко гипервентиляционные нарушения (усиленное дыхание, парестезия, тетания). Нейрогенная тетания имеет персистирующий характер и плохо поддается лечению психотропными препаратами. Даже после успешного лечения психовегетативного синдрома у многих пациентов сохраняются симптомы тетании. Наиболее частыми проявлениями скрытой тетании являются парестезии – чувствительные нарушения (онемение, покалывание, ползание мурашек, гудение, жжение) и кратковременные болевые ощущения, которые возникают спонтанно и характеризуются преимущественным вовлечением рук и центрипетальным типом распределения.
Существуют так называемые уязвимые группы людей с высоким риском формирования психовегетативного синдрома. К ним можно отнести пациентов пожилого возраста с низким доходом, неработающих, переживших психотравмирующие ситуации за последний год, с хроническими соматическими и/или неврологическими заболеваниями в анамнезе.
Профессор О.В. Воробьева привела алгоритм диагностики психовегетативного синдрома:
Терапия психовегетативного синдрома включает несколько стратегических этапов.
Синдром вегетососудистой дистонии вызывается нарушением активности норадреналиновых, серотониновых и ГАМК-нейронов, поэтому терапия должна осуществляться препаратами, воздействующими на эти нейротрансмиттеры (серотонин,
норадреналин, ГАМК). Препаратами первого выбора считаются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Среди преимуществ использования препаратов группы СИОЗС можно выделить высокую безопасность при передозировке, возможность длительной терапии, широкий спектр терапевтических возможностей. Однако, несмотря на ряд положительных свойств, СИОЗС имеют и некоторые недостатки. Среди побочных действий отмечаются усиление тревоги, тошнота, головные боли, головокружение в течение первых нескольких недель лечения. Профессор О.В. Воробьева акцентировала внимание на том, что более эффективным вариантом терапии является использование комбинации СИОЗС с малыми нейролептиками, в частности алимемазином (Тералиджен®), положительный опыт применения которого накоплен у клиницистов.
Место малых нейролептиков в терапии синдрома вегетативной дистонии
Е.С. Акарачкова отметила, что современная терапия синдрома вегетативной дистонии предполагает использование медикаментозных и немедикаментозных средств. Среди нелекарственных методов лечения можно выделить аутогенные тренировки, дыхательно-релаксационный тренинг, дыхательную гимнастику, психотерапию. Что касается лекарственных средств, то применение бета-блокаторов, блокаторов кальциевых каналов, ноотропных и сосудистых препаратов, витаминов неэффективно, так как эти лекарственные средства не влияют на процессы восстановления нейромедиаторного баланса. Наиболее рациональный путь заключается в назначении психотропной терапии. Е.С. Акарачкова еще раз подчеркнула достоинства использования СИОЗС в комбинации с алимемазином (Тералидженом). Комплексный прием способствует воздействию на более широкий спектр эмоциональных и соматических симптомов (в особенности на болевые ощущения), заключает в себе потенциал для более быстрого начала антидепрессивного эффекта, повышает вероятность ремиссии. Вместе с тем возможна и монотерапия синдрома вегетативной дистонии препаратом Тералиджен®.
Кроме того, Тералиджен® характеризуется благоприятным профилем эффективности и безопасности. Широкий спектр его действия обусловлен модулирующим воздействием на центральные и периферические рецепторы. Слабое влияние на блокаду D2-рецепторов мезолимбической и мезокортикальной системы обусловливает мягкое антипсихотическое действие препарата. При этом он не вызывает тяжелых побочных эффектов в виде ятрогенной гиперпролактинемии и экстрапирамидной недостаточности, которые наблюдаются при назначении других антипсихотиков. Тералиджен® зарекомендовал себя в качестве эффективной монотерапии при следующих состояниях:
Благоприятный профиль эффективности и переносимости Тералиджена позволяет широко применять его у пациентов с психовегетативным синдромом. Средняя терапевтическая доза составляет 15 мг/сутки, в три приема. Эффект наступает через 15–20 мин после приема, длительность его составляет 6–8 часов. Е.С. Акарачкова подчеркнула, что важным фактором комплаентности является назначение Тералиджена по следующей схеме (табл. 1): первые четыре дня назначают по 1/2 таблетки на ночь, в течение последующих трех дней – по 1 таблетке на ночь, далее прибавляется 1 таблетка в утреннее время, а через три дня еще и в дневное время. Таким образом, через 10–11 дней пациент принимает полноценную терапевтическую дозу препарата.
Синдром вегетативной дистонии и тревога. Рациональная противотревожная терапия
Д.м.н., профессор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова М.Ю. ДРОБИЖЕВ отметил, что причиной кардиальных (сердцебиение, боли в груди, увеличение частоты сердечных сокращений и объема сердечного выброса) и гипервентиляционных (приступы страха с ощущением одышки, удушья, нехватка воздуха с «комом» или другой «преградой» в горле, иногда с увеличением числа дыхательных движений) панических атак становится избыток норадреналина. Гастроинтестинальные панические атаки (тошнота, дискомфорт в эпигастрии, потеря аппетита, позывы на дефекацию) вызывает повышенная серотониновая активность. Иногда приведенные симптомы приобретают постоянный и стойкий (генерализованный) характер (генерализованное тревожное расстройство). Нередко эти нарушения столь тягостны, что заставляют больных избегать ситуаций, в которых они преимущественно возникают. В этом случае развиваются социо- и агорафобии.
В терапии тревожных расстройств наиболее часто используются лекарственные средства растительного происхождения, бензодиазепины, барбитураты, антидепрессанты, нейролептики. Однако не всегда назначаемые препараты соответствуют критериям переносимости и безопасности.
У лекарств растительного происхождения отсутствуют фармакологические свойства, обусловливающие их воздействие на обмен ГАМК, серотонина и норадреналина, поэтому данные препараты не могут рассматриваться в контексте патогенетической терапии тревожных расстройств. Кроме того, в их состав входят многочисленные вещества, спектр активности которых варьирует от растворителей, дубителей и красителей до кардиотонических и отхаркивающих средств.
Современные бензодиазепины в силу различий в структуре отличаются по своей возможности воздействовать на ГАМК-рецепторы, а следовательно, по противотревожной активности. Однако чем более мощным механизмом действия обладают препараты, тем сильнее будут выражены и побочные эффекты, поэтому бензодиазепины применяются для лечения более выраженных тревожных расстройств или купирования острых тревожных состояний.
Фармакологическая активность барбитуратов обусловлена тем, что препараты улучшают связывание ГАМК с соответствующими рецепторами. Однако мощность тормозящего влияния барбитуратов на центральную нервную систему такова, что при их применении возникает не только седация, но и угнетение различных отделов центральной нервной системы, обеспечивающих поддержание жизненно важных функций. У барбитуратов также очень высокий потенциал формирования зависимости.
При лечении симптомов агорафобии, социофобии, генерализованного тревожного расстройства, которые связаны с дефицитом серотонина и норадреналина, наряду с бензодиазепинами целесообразно назначение антидепрессантов. Действие этих препаратов обусловлено либо угнетением обратного захвата нейротрансмиттеров из межсинаптической щели обратно в нейрон, либо воздействием на регуляторные рецепторы.
Для лечения тревожных расстройств широко используются средства, восстанавливающие активность ГАМК-ергической системы, – блокирующие альфа-1-адренорецепторы. К настоящему времени очень хорошо изучен препарат Тералиджен® (алимемазин), который оказывает серотонинблокирующее и умеренное альфа-адреноблокирующее действие, а также обладает рядом соматотропных свойств (рис. 1).
Антипсихотический механизм действия препарата связан с блокадой дофаминовых D2-рецепторов мезолимбической и мезокортикальной системы. Седативный эффект обусловлен блокадой адрено-рецепторов ретикулярной формации ствола головного мозга; противорвотное действие – блокадой D2-рецепторов триггерной зоны рвотного центра; гипотермическое – блокадой дофаминовых рецепторов гипоталамуса. Кроме того, Тералиджен® оказывает влияние на норадреналиновую, серотониновую и дофаминовую медиаторные системы. Таким образом, этот препарат незаменим в терапии агорафобии, социофобии, генерализованного тревожного расстройства, а также:
В завершение семинара профессор М.Ю. Дробижев подчеркнул, что не следует, группируя симптомы, подбирать несколько купирующих их препаратов. Гораздо рациональнее назначить эффективное и безопасное лекарственное средство для лечения состояний вегетативной нестабильности – Тералиджен®.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.