Введение
Функциональные соматические расстройства [1], рассматриваемые в нашей стране как синдром вегетативной дисфункции (СВД) [2], являются распространенным состоянием у детей, подростков и молодых людей [3]. Этот факт подтвержден в наших трехлетних исследованиях с участием студентов-медиков [4–6]. Обнаружены повышенный уровень кортизола у данного контингента обследуемых [7], снижение показателя адаптационного потенциала системы кровообращения и теста индивидуальной минуты за первые три года обучения [8], что может рассматриваться как результат регулярного стрессорного воздействия.
В пятилетнем лонгитюдном популяционном исследовании предиктором, влиявшим на возникновение и развитие функциональных соматических расстройств, служил воспринимаемый стресс, измеряемый по шкале Коэна, оценивающей «степень, в которой человек считает свою жизнь непредсказуемой, неконтролируемой и перегруженной» [9].
В наших экспериментах с вегетологическими пробами СВД у студентов в большей степени ассоциировался с социальной, чем с физической, дезадаптацией [10]. Проблемы с социальной адаптацией у студентов с СВД отмечены в ряде работ [11, 12]. В исследовании В.В. Руженковой и соавт. [12] также показано, что основными факторами, определяющими СВД, являются низкая стрессоустойчивость в сочетании с тревогой и эмоциональной лабильностью и низкая конфликтоустойчивость. При обследовании детей и подростков установлено, что обострение СВД провоцируется, как правило, не физической нагрузкой, а эмоционально значимыми стрессовыми ситуациями [13].
В ряде исследований занятия любым, в том числе непрофессиональным, спортом улучшали субъективное благополучие, психическое здоровье студентов и снижали уровень их социальной тревожности [14–16]. Показано также, что студенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями благодаря регулярному спорту чувствуют себя лучше, бодрее и энергичнее [17]. Регулярные аэробные упражнения связаны со снижением симпатических и усилением парасимпатических реакций [18, 19].
Как показали исследования активностей и их разнообразия, влияющих на здоровое развитие подростков (13–18 лет) и включающих занятия спортом, культурную и общественную деятельность, на психологическое благополучие (в том числе социальную тревожность) больше всего влияет сочетание трех видов активностей – спорт в школе, спорт вне школы и кружки в школе [20].
В нашей работе вводится мера физической активности (ФА) – число видов спорта, которыми увлекается учащийся. Мы предполагаем, что ФА ассоциируется с социальной адаптацией студентов, поскольку создает условия, обеспечивающие разнообразие физических нагрузок, сопутствующие им эмоции, взаимодействие с другими людьми и тем самым позволяет преодолеть ограничения, связанные с этим недомоганием.
Цель – определить влияние степени ФА у студентов с признаками и без признаков СВД на качество жизни и выраженность тревожности. ФА оценивали по числу видов спорта, которыми занимается студент, кроме обязательного посещения занятий физической культурой.
Материал и методы
Проведено массовое анкетирование студентов младших курсов вуза. Определены их вегетативный статус (опросник для выявления признаков вегетативных изменений Вейна), уровни тревожности (методика диагностики самооценки Спилбергера – Ханина) и нейротизма (личностный опросник Айзенка (EPQ)). Исключались лица с хроническими заболеваниями, спортивными разрядами и те, у кого показатель шкалы лжи теста Айзенка превышал норму. Далее для исследования отбирали тех, у кого ФА ограничивалась только обязательным посещением занятий физической культурой, и учащихся с числом ФА 1–3 помимо этих занятий. Студентов с числом ФА ≥ 4 в данном исследовании решили не рассматривать из-за малочисленности групп. Для дальнейшего исследования отобрали 291 учащегося (85 мужчин и 206 женщин, возраст – 17–22 лет). С помощью дисперсионного анализа (ANOVA) анализировали значения восьми шкал опросника «Качество жизни» (SF-36) и два вторичных показателя – «физический компонент здоровья» (PHSum) и «психический компонент здоровья» (MHSum), а также значения личностной и реактивной тревожности и шкалы «Нейротизм» теста Айзенка. В качестве внутригрупповых оценивали влияние фактора «число видов спорта» (четыре уровня – от 0 до 3). В качестве межгруппового исследовали влияние фактора «группа» (два уровня – группа с большей и меньшей выраженностью признаков вегетативной дисфункции). Post-hoc-анализ осуществляли с помощью критерия Фишера. Вычисления проводили с использованием пакета программ STATISTICA 10.0.
Результаты
Результаты исследования приведены в таблице и на рис. 1–3.
Описание шкал, для которых была получена статистическая значимость результатов, приводится по [21]. GH – оценка больным своего состояния здоровья в настоящий момент и перспектив лечения; VT – ощущение себя полным сил и энергии или, напротив, обессиленным; MH – настроение, наличие депрессии, тревоги, общий показатель положительных эмоций. Уровень нормы для возрастной группы 18–24 года на рис. 1 приведен по [21]. Мы представили на рис. 3 значения шкалы «Нейротизм» теста Айзенка как детерминанту, сопутствующую СВД [22].
Обсуждение
Увеличение ФА у студентов с более выраженными признаками СВД, измеряемое числом видов спорта, которыми они увлекаются помимо обязательных занятий физической культурой, ассоциируется с более высокой субъективной оценкой собственного состояния. В большей степени это касается психического здоровья. У них также снижаются показатели личностной и ситуативной тревожности. Мы подтвердили, что между психическим здоровьем и спортивной активностью существует тесная и многогранная взаимосвязь [23]. При этом согласны с мнением авторов, которые считают, что механизмы прямой причинно-следственной связи здесь трудно понять, и предпочитают говорить о тесной ассоциации [15, 23].
Занятия спортом, в том числе любительским, создают условия для социальной активности и улучшения социальных результатов [24]. В работе, исследующей влияние ФА на качество жизни студентов [15], отмечается, что социальные взаимодействия, поддерживающие психическое здоровье и обеспечивающие занятия спортом, имеют преимущество перед другими, неспортивными активностями с аналогичным социальным контекстом.
Мы предполагаем, что занятия разными видами физической культуры снижают уровень социальной дезадаптации и социальной тревожности у студентов с СВД. Данный результат был получен у студентов, которые не имели разрядов ни по одному из указанных ими видов спорта, то есть речь идет о неорганизованных занятиях спортом. Показано, что это связано с бóльшим удовольствием и внутренней мотивацией заниматься спортом [25]. При этом повышаются удовлетворенность жизнью, самооценка и вера в свои силы [14, 26]. Высокая субъективная оценка ресурсов и способностей контролировать стрессовую ситуацию рассматривается как фактор, редуцирующий ее воздействие и, как следствие, снижающий вероятность развития функциональных соматических расстройств [27].
Данные соображения заставляют задуматься о необходимости формирования потребности заниматься спортом у тех, чьи активности не связаны с этой областью. При этом надо учитывать большую группу учащихся, которые ранее проявляли ФА, но снизили ее уровень или вообще отказались от занятий спортом [26].
В аспекте изменения поведения человека интерес представляет использование когнитивно-поведенческого подхода [28], который ориентирован на адаптивность – способность человека менять физиологическое, физическое и психологическое функционирование в пределах собственных возможностей без перехода к грубым компенсаторным изменениям [29]. Когнитивно-поведенческий подход включает в себя изменение отношения к физическим упражнениям как в рамках социально-когнитивного метода (формирование намерений, ценностей и ожиданий, связанных с занятиями физической культурой), так и в рамках изменения неосознаваемых установок, формирующих новые привычки, меняющих поведение и создающих самопроизвольную мотивацию [30]. Изменение поведения в отношении физической культуры представляется перспективным для смягчения признаков СВД и социальной дезадаптации не только в течение учебного года, но и во время академических экзаменов.
Заключение
В исследовании мы обнаружили разное влияние на качество жизни и тревожность студентов без признаков и с признаками СВД объема ФА, выраженного в числе видов спорта, которыми они увлекаются помимо обязательных занятий физической культурой. У студентов без признаков СВД эти характеристики значимо не меняются, а у студентов с признаками СВД качество жизни возрастает, а тревожность снижается, что приводит к выравниванию этих двух категорий. Подобные изменения в большей степени проявляются в отношении психического здоровья, чем физического. Занятия разными видами физической культуры снижают уровень социальной дезадаптации и социальной тревожности у студентов с СВД. Полученные результаты указывают на важность внутренней потребности самостоятельно заниматься разными видами спорта. Ее формирование, развитие и поощрение с учетом функциональных возможностей организма представляется перспективным в аспекте улучшения здоровья.
Авторы заявляют об отсутствии кофликата интересов.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.