Национальная политика в области здравоохранения
Несоответствие систем здравоохранения растущим ожиданиям общества вызывает озабоченность во многих странах. Для оказания поддержки правительствам ВОЗ разработала рекомендации по ключевым элементам, которые необходимо учитывать в процессе формирования эффективной политики здравоохранения. Основная цель такой политики — обеспечить доступ к качественным медико-санитарным услугам для всех жителей страны.
Национальные меры политики в области здравоохранения
Меры политики, стратегии и планы не являются самоцелью. Они встраиваются в более широкий процесс, направленный на увязывание приоритетов государства с реальными потребностями населения, создание приверженности на уровне правительства, среди партнеров сектора здравоохранения и развития, представителей гражданского общества и частного сектора, а также на более эффективное использование всех имеющихся ресурсов, выделяемых на нужды здравоохранения. Цель этого процесса — создать ситуацию, в которой все люди повсеместно могли бы иметь доступ к качественным услугам здравоохранения и в результате рассчитывать на более долгую и здоровую жизнь.
Стратегическая концепция
Ключ к улучшению результатов в области здоровья лежит в укреплении систем здравоохранения
Процессы глобализации бросают вызов социальной сплоченности во многих странах, и системы здравоохранения вне всякого сомнения функционируют менее эффективно, чем могли бы или должны были бы функционировать. Едва ли кто-либо будет спорить с тем, что системы здравоохранения должны лучше и быстрее реагировать на потребности людей и вызовы меняющегося мира.
Национальные меры политики, стратегии и планы практически во всех странах являются основой для работы по целому комплексу вопросов, решение которых необходимо для улучшения результатов в отношении здоровья, включая вопросы, касающиеся Целей развития тысячелетия, и другие приоритетные национальные задачи, такие как борьба с неинфекционными заболеваниями. Вовлечение различных заинтересованных сторон в процесс разработки мер политики, стратегий и планов дает возможность придерживаться более сбалансированного и связного подхода, что необходимо для более рационального использования ресурсов, выделяемых на нужды здравоохранения, и для дальнейшего продвижения в сторону достижения устойчивых положительных результатов.
Путь к достижению целей в области здоровья пролегает через создание системы здравоохранения, предоставляющей качественные услуги, и обеспечение справедливого доступа к этим услугам. В зависимости от условий, характерных для той или иной страны, конфигурация услуг здравоохранения может быть разной, однако во всех случаях внимание должно уделяться ряду основополагающих структурных элементов («строительных блоков»):
«Строительные блоки»
адекватное финансирование с распределением рисков за счет объединения средств в пулы;
хорошо подготовленные кадры, получающие адекватное вознаграждение;
информационное обеспечение процесса принятия политических и управленческих решений;
логистическая система, позволяющая доставлять лекарственные средства, вакцины и технологии туда, где они необходимы;
содержание учреждений здравоохранения в должном состоянии и организация их работы в качестве элементов сети по предоставлению услуг и направлению пациентов к специалистам; и
руководство, способное устанавливать правила игры и обеспечивать их соблюдение, задавать понятное направление деятельности и использовать потенциал всех заинтересованных сторон, включая представителей сообществ и других секторов.
Чем руководствоваться при укреплении систем здравоохранения?
В Уставе ВОЗ и во многих резолюциях Всемирной ассамблеи здравоохранения государствами-членами ВОЗ был закреплен ряд основополагающих принципов, ценностей и целей, необходимых для того, чтобы все люди могли обладать наивысшим достижимым уровнем здоровья.
Эти ценности, принципы и цели были вновь подтверждены в рамках широкого призыва к обновлению системы первичной медико-санитарной помощи, что нашло свое отражение в четырех основных направлениях политики в этой сфере, сформулированных в Докладе о состоянии здравоохранения в мире 2008 года: всеобщий охват медико-санитарными услугами, ориентация услуг на удовлетворение потребностей людей, включение вопросов здравоохранения во все области политики и инклюзивное руководство. Доклад стал ответом на запрос со стороны разработчиков политики из всех регионов мира, желающих получить представление о том, как сделать системы здравоохранения более справедливыми и инклюзивными, и в то же время ознаменовал собой переход в сторону более комплексного подхода к проблеме эффективности систем здравоохранения, в рамках которого эти системы рассматриваются как единое целое.
В ответ на озвученную в равной степени как богатыми, так и бедными странами потребность в практическом руководстве по вопросам финансирования здравоохранения в Докладе о состоянии здравоохранения в мире за 2010 год акцент поставлен на первой цели — достижении всеобщего охвата медико-санитарными услугами. В этом докладе перечислены действия, которые страны могут предпринять для изменения существующих у них систем финансирования в целях ускорения движения ко всеобщему охвату медико-санитарными услугами и закрепления достигнутых положительных результатов.
Процесс формирования политики
Разработка национальных мер политики, стратегий и планов является сложным и динамичным процессом. Его конкретное наполнение может быть разным в зависимости от характерных для отдельных стран политических, исторических и социоэкономических условий.
Единой модели ведения процесса формирования политики нет. Тем не менее, в Основах ВОЗ по национальным мерам политики, стратегиям и планам выделены следующие ключевые элементы, необходимые для надлежащей организации этого процесса:
Привлечение заинтересованных сторон
Ситуационный анализ и расстановка приоритетов
Сведение воедино всех компонентов
От общей концепции к практической деятельности
Количественная оценка ресурсов и расчет затрат на реализацию планов
Мониторинг и оценка
Информационные ресурсы и инструменты
ВОЗ разработала целый ряд информационных ресурсов и инструментов, предназначенных для помощи органам здравоохранения, как на национальном, так и на субнациональном уровнях, в разработке мер политики, стратегий и планов в области здравоохранения. В частности, речь идет об инструментах для выполнения анализа, мониторинга и оценки, а также инструментах, предназначенных для помощи в проведении ситуационного анализа и расстановки приоритетов, выявлении эффективных стратегий, расчете затрат, связанных с различными сценариями, планировании ресурсов и формировании бюджета, разработки программ и их осуществлении.