Актуальность
Заболевания аллергической природы остаются насущной темой для обсуждения, несмотря на большое количество публикаций, исследований, конференций и рекомендаций, посвященных этому вопросу. Исследования с наибольшим количеством данных демонстрируют, что сезонный аллергический ринит (САР), или сенная лихорадка, встречается примерно у 10% населения, а круглогодичный аллергический ринит (КАР) – у 10–20% населения [1–4], что подтверждает актуальность проблемы.
К оториноларингологу чаще обращаются пациенты с одним из проявлений аллергии – аллергическим ринитом, который характеризуется чиханием, зудом, ринореей и заложенностью носа. Нередко эти симптомы сочетаются с зудом, покраснением и слезотечением, то есть проявлениями аллергического конъюнктивита [5].
На сегодняшний день хорошо изучены механизмы развития местных аллергических реакций за счет высвобождения медиаторов воспаления, таких как гистамин, лейкотриены, брадикинин, простагландины, протеазы и цитокины [5]. Указанные медиаторы воздействуют в том числе на клетки слизистой оболочки глаз и полости носа, вызывая классическую симптоматику аллергии. Однако не только местные, но и общие проявления аллергии влияют на качество жизни пациентов. Как известно, заболевание может вызывать дневное чувство сонливости, постоянную усталость и ухудшение когнитивных функций, а значит, снижать трудоспособность и мешать выполнению задач, требующих концентрации внимания. Подобную симптоматику также приписывают действию высвобождаемых медиаторов и связанных с ними цитокинов, но уже при их системном действии [6].
В одном из исследований (2014) провокация назальной пыльцой у пациентов с аллергическим ринитом приводила к значительному снижению качества вождения, причем это ухудшение соответствовало таковому при уровне содержания 0,05% алкоголя в крови [7]. Именно поэтому основными препаратами, применяемыми при аллергических заболеваниях, считаются блокаторы H1-гистаминовых рецепторов – антигистаминные препараты (АГП).
АГП первого поколения хорошо воздействуют на местные симптомы. Но наряду с этим они способны проникать через гематоэнцефалический барьер, блокировать кортикальные рецепторы к гистамину и, как следствие, усиливать сонливость, вызывать усталость и снижать способность к концентрации. Поэтому в настоящее время они не рекомендованы в качестве терапии аллергического риноконъюнктивита [8, 9]. Обратите внимание: в ряде случаев пациенты, принимающие данные средства, могут не подозревать о возникновении седативного эффекта [10].
АГП второго поколения имеют преимущество перед своими предшественниками и характеризуются улучшенным профилем безопасности. Благодаря своей молекулярной структуре АГП второго поколения обладают большей тропностью к периферическим рецепторам гистамина, чем к кортикальным. Кроме того, им сложнее преодолеть гематоэнцефалический барьер [8, 11–13].
Биластин – АГП второго поколения, производное бензимидазолпиперидина, высокоселективное в отношении Н1-рецепторов (обратный агонист). Он одобрен Европейским союзом для симптоматического лечения аллергического риноконъюнктивита у лиц старше 12 лет в дозе 20 мг один раз в сутки [14, 15]. Во многих странах биластин известен под торговой маркой Никсар®.
Цель работы – оценить на основании данных, опубликованных в открытых источниках, с позиций доказательной медицины возможность применения препарата биластин у пациентов при проявлении САР или КАР в виде аллергического риноконъюнктивита для улучшения качества жизни.
Материал и методы
Проведен отбор статей в открытом доступе в интернете, посвященных эффективности препарата биластин в купировании симптомов аллергического риноконъюнктивита у пациентов с САР и КАР, с акцентом на анализе данных о безопасности препарата в аспекте улучшения качества жизни больных.
Результаты
В открытом несравнительном исследовании фазы III с участием 58 пациентов с САР и 64 пациентов с КАР K. Okubo и соавт. оценивали безопасность и эффективность длительного лечения биластином (20 мг один раз в день). Контрольными точками были три периода: наблюдения, лечения (12 недель; САР и КАР) и продленного лечения (40 недель; только КАР). Оценка проводилась по следующим критериям: общая оценка назальных симптомов (Total Nasal Symptom Score, TNSS); общая оценка глазных симптомов (Total Ocular Symptom Score, TOSS); общая оценка симптомов (Total Symptom Score, TSS). Кроме того, исследователи оценивали качество жизни пациентов. У пациентов с САР биластин значительно снижал TNSS, TOSS и TSS относительно исходного уровня (с 1–3 дней до четырех недель). Кроме того, у пациентов с САР отмечалось улучшение качества жизни через четыре недели. Аналогично, длительное лечение биластином привело к сохранению значительного снижения TNSS, TOSS и TSS от исходного уровня у пациентов с КАР во время всего периода лечения (52 недели). Хотя частичное увеличение TNSS, TOSS и TSS отмечалось на 24–32-й неделе из-за обострения поллиноза у некоторых больных. Улучшение качества жизни также наблюдалось во время 52-недельного лечения, а доля пациентов, удовлетворенных лечением, увеличивалась в зависимости от продолжительности терапии. Кроме того, исследователи отметили отсутствие толерантности к препарату, поскольку, несмотря на длительное применение, в течение всего периода исследования снижения его эффективности не зафиксировано [16].
В двойном слепом исследовании 2009 г., проведенном в 61 европейском центре с привлечением 683 пациентов с САР в возрасте от 12 до 70 лет, P. Kuna и соавт. сравнивали эффективность биластина 20 мг, цетиризина 10 мг или плацебо один раз в день в течение 14 дней в купировании аллергических проявлений. Пациенты регистрировали рефлекторные (за последние 12 часов) и мгновенные назальные и неназальные симптомы два раза в день в соответствии с предварительным обследованием, а также проводили общую оценку симптомов. Безопасность оценивали по нежелательным явлениям, лабораторным тестам и электрокардиограммам. Среднее значение общей оценки симптомов после лечения в группах биластина и цетиризина было достоверно ниже, чем в группе плацебо (76,5, 72,3 и 100,6 соответственно; p < 0,001). Несмотря на то что все виды лечения хорошо переносились, а профили нежелательных явлений на фоне применения биластина и плацебо были сходными, в группе биластина пациентов, испытывавших сонливость (1,8%; р < 0,001) и утомляемость (0,4%; р = 0,02), было значительно меньше, чем в группе цетиризина (7,5 и 4,8% соответственно) [17].
В исследовании 2018 г. J. Gandhi и соавт. показали, что эффективность биластина в дозе 20 мг/сут превышает таковую плацебо и сопоставима с эффективностью цетиризина, дезлоратадина или фексофенадина при симптоматическом контроле аллергического риноконъюнктивита [18].
В рандомизированном двойном слепом перекрестном исследовании, проведенном в 2016 г. P.J.L. Valk и соавт., у 24 добровольцев, получавших разовую дозу биластина 20 мг, гидроксизина 50 мг (активный контроль) или плацебо, оценивали седативный эффект исследуемого препарата. Оценка проводилась с помощью задачи бдительности и отслеживания (Vigilance and Tracking Task), батареи задач с несколькими атрибутами (Multi-Attribute Task Battery) и Стэнфордской шкалы сонливости (Stanford Sleepiness Scale) до и в течение шести часов после приема препарата. Согласно полученным результатам, биластин в дозе 20 мг не вызывал повышения уровня сонливости, ухудшения бдительности или выполнения сложных задач в течение шести часов. Снижение работоспособности и повышение сонливости, согласно тестам, при использовании гидроксизина 50 мг (активный контроль) подтверждало чувствительность тестов [19].
В ходе двойного слепого четырехэтапного перекрестного исследования 2011 г. с участием 22 здоровых добровольцев, которые случайным образом получали биластин один раз в день в дозе 20 или 40 мг, гидроксизин 50 мг (активный контроль) или плацебо в течение восьми дней подряд, S. Conen и соавт. анализировали влияние биластина на эффективность вождения. Оценивали стандартное отклонение бокового положения (standard deviation of lateral position, SDLP) в дорожном тесте на первый и восьмой день лечения. Существенных различий между биластином 20 или 40 мг и плацебо в отношении значений SDLP на первый или восьмой день не установлено. Важно, что после однократного и многократного приема биластина не отмечалось влияния на фактическую эффективность вождения, что подтверждает его безопасность в дозах до 40 мг при управлении автомобилем [20].
Исследователи сравнивали влияние цетиризина, биластина, плацебо и отсутствия приема лекарственных средств на когнитивные функции у здоровых добровольцев в условиях атмосферного давления и в барокамере (в условиях гипобарической гипоксии, соответствовавшей высоте 4000 метров при реальном полете) [21–23]. Анализ комплексных измерений показал, что влияние 20 мг биластина на когнитивные функции как в наземных условиях, так и в условиях барокамеры не отличается от результатов, полученных у испытуемых, не принимающих никаких лекарственных средств или получающих плацебо. Следовательно, биластин безопасен. В то же время прием 10 мг цетиризина в наземных условиях практически не оказывает седативного эффекта и не вызывает психомоторных нарушений, в условиях имитации высоты 4000 метров приводит к ухудшению производительности, возможностей кратковременной памяти, а также толерантности к монотонности [24]. И хотя авторы статьи в первую очередь рассматривали безопасность приема биластина пилотами, полученные данные могут также учитываться при лечении аллергических заболеваний у лиц, работа которых связана с безопасностью.
Выводы
Препарат Никсар®, содержащий биластин 20 мг, позволяет эффективно купировать симптомы аллергического риноконъюнктивита у пациентов как с сезонным, так и с круглогодичным аллергическим ринитом. Препарат обладает благоприятным профилем безопасности.
Изложенное выше позволяет рекомендовать лекарственное средство Никсар® для широкого применения любым категориям населения, в том числе трудоспособного, с аллергическим риноконъюнктивитом.
Применение Никсара ассоциируется с быстрым наступлением клинического эффекта в отсутствие значимых побочных реакций.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.