Введение
Основной причиной недостаточной эффективности скрининга рака шейки матки является низкий охват женского населения при его проведении. У многих женщин, проживающих в отдаленных районах, из-за больших расстояний и транспортных расходов доступ к медицинским учреждениям ограничен. Немаловажное значение в организации скрининга имеет менталитет населения [1]. Как показывают результаты зарубежных исследований, 30% женщин, приглашенных на скрининговое обследование, не участвуют в нем. Именно у 65% указанного контингента впоследствии диагностируются злокачественные опухоли [2–4]. Известны и другие причины, по которым женщины не участвуют в скрининге: неприятные ощущения, связанные с гинекологическим осмотром, отсутствие времени, боязнь обнаружения рака. В настоящее время существует способ самозабора влагалищного содержимого, позволяющий значительно повысить охват женского населения скрининговым обследованием [5, 6].
Цель – оценить возможности метода самозабора в повышении эффективности скрининга рака шейки матки среди женского населения Чеченской Республики.
Материал и методы
Исследование проведено на территории Чеченской Республики в двух сельских горных районах – Шаройском и Итум-Калинском. Обследовано 1803 женщины. Биологический материал (влагалищное содержимое) для ВПЧ-тестирования и жидкостной цитологии женщины получали самостоятельно (метод самозабора) в домашних условиях с помощью одноразового устройства Qvintip (производитель Aprovix AB, Швейцария) (рисунок). В Российской Федерации устройство зарегистрировано в 2019 г. В пробирку для транспортировки клеточного материала из влагалища, полученного женщиной самостоятельно, предварительно добавляли 2 мл питательной среды 199. Это позволило сохранять клеточный материал до шести суток при температуре +4 °C и использовать его в дальнейшем для исследования. С женщинами, участвовавшими в скрининге, проведен инструктаж по правилам получения материала и подписано информированное согласие.
Для выполнения ВПЧ-тестирования на наличие типов высокого онкогенного риска (16, 18, 31, 33, 35, 39, 45, 51, 52, 56, 58, 59, 66, 68) использовалась диагностическая система careHPV. На основании результатов тестирования оценивали частоту инфицированности женского населения Чеченской Республики ВПЧ. Жидкостная цитология выполнялась на процессорах Prep Mate и Prep Stain. Оценка результатов цитологического исследования проводилась в соответствии с классификацией Bethesda System (2014).
Среди 359 женщин, включенных в группу риска (ВПЧ-инфицированные и/или с цитологической патологией), проводили обследование на базе Республиканского онкологического диспансера, включавшее осмотр онкогинеколога, традиционное цитологическое исследование, кольпоскопию, по показаниям биопсию шейки матки и кюретаж цервикального канала шейки матки, гистологическое исследование.
В независимой научной лаборатории морфологии опухолей ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» проанализированы 29 цитологических препаратов, полученных методом жидкостной цитологии, 32 – традиционным методом и 96 гистологических (в случае диагностики интраэпителиальных плоскоклеточных неоплазий и рака). При оценке результатов скринингового обследования учитывались только истинно положительные результаты, подтвержденные в данной лаборатории.
В заключение исследования для метода самозабора влагалищного содержимого оценен охват женского населения скрининговым обследованием, рассчитаны чувствительность, специфичность, достоверность, прогнозирование положительного и отрицательного результатов.
Результаты и обсуждение
Возраст обследуемых колебался от 25 до 65 лет (средний возраст – 42,5 ± 0,6 года). По возрастным группам женщины распределились следующим образом: 25–30 лет – 21,5%, 31–35 – 14,1%, 36–40 – 12,0%, 41–45 – 14,0%, 46–50 – 13,0%, 51–55 – 11,0%, 56–60 – 8,4%, 61–65 лет – 6,0%. В репродуктивном возрасте от 25 до 45 лет находилось 1084 (60,1%) женщины. Охват скрининговым обследованием женского населения составил 79,2%.
Из 1803 обследуемых у 359 (21,3%) во влагалищном содержимом выявлено наличие ВПЧ высокого онкогенного риска. Среди них чаще встречались нерожавшие женщины по сравнению с общей группой обследуемых (31 (8,6%) и 117 (6,5%) соответственно). Процент инфицированности ВПЧ среди женщин, не проходивших (до включения в исследование) скрининг в смотровом кабинете в течение шести лет и более, был выше, чем среди женщин, регулярно проходящих профилактическое обследование (27,9 и 14,6% соответственно; р ≤ 0,05). Уровень инфицированности ВПЧ среди женского населения Чеченской Республики был значительно ниже мирового. Этот факт можно объяснить особенностями полового поведения и менталитета в республике.
Методом жидкостной цитологии диагностированы ASCUS (плоский эпителий с признаками атипии (злокачественности) неясного значения) – у девяти женщин, LSIL (плоский эпителий, интраэпителиальные изменения низкой степени) – у двух, HSIL (интраэпителиальные изменения высокой степени) – у трех, плоскоклеточная карцинома – у двух, аденокарцинома – у одной женщины.
По результатам обследования, проведенного в республиканском диспансере, в группе риска находилось 359 человек (ВПЧ-инфицированные и женщины с цитологической патологией, установленной с помощью жидкостной цитологии). Традиционным цитологическим методом диагностированы: ASCUS – шесть случаев, LSIL – три, HSIL – 11, плоскоклеточная карцинома – два, аденокарцинома – один случай.
Различия в уровне диагностики в сравниваемых цитологических методах объясняются тем, что при традиционном исследовании материал получали только у ВПЧ-инфицированных и у женщин с цитологической патологией, диагностированной методом жидкостной цитологии (группа риска – 359 человек), а не у всех женщин, принявших участие в скрининге (n = 1803). Методом самозабора женщины самостоятельно получали клеточный материал из влагалища, а при традиционном способе – врач-онкогинеколог из влагалищной порции и цервикального канала прицельно с использованием специальных инструментов. Необходимо отметить, что в отсутствие изменений в цитограмме и при наличии опухолевого процесса (подтвержденного гистологически) в 100% случаев ВПЧ-тест был положительным.
Результаты гистологического исследования биопсийного материала: псевдоэрозия – 108 случаев, лейкоплакия – шесть, полип цервикального канала – два, LSIL – шесть, HSIL – 15 (в том числе carcinoma in situ), плоскоклеточный ороговевающий рак – два и аденокарцинома – один случай.
При использовании метода жидкостной цитологии и классического цитологического метода имели место два ложноположительных результата, шесть ложноотрицательных при методе самозабора и четыре при традиционном цитологическом исследовании.
Эффективность использования метода самозабора при проведении скрининга рака шейки матки составила: чувствительность – 71,4%, специфичность – 99,4%, достоверность – 93,6%, предиктивное значение положительного результата – 88,2%, предиктивное значение отрицательного результата – 98,2%. Выявляемость предраковой патологии и рака шейки матки – 13,3 на 1000 обследуемых, в группе риска – 64,1 и 8,4 соответственно.
Заключение
В Чеченской Республике на протяжении нескольких лет отсутствуют случаи активной (профилактической) выявляемости рака шейки матки и регистрируется низкий уровень охвата скрининговым обследованием. С учетом этого, а также особенностей менталитета населения метод самостоятельного забора биологического материала (влагалищного содержимого) для комбинированного исследования (ВПЧ-тестирование и жидкостная цитология) считается оптимальным при проведении организованного скрининга. Это позволяет охватить значительную часть женского населения обследованием, снизить экономические затраты, грамотно использовать имеющийся кадровый потенциал медицинских работников и повысить уровень диагностики предраковой патологии и ранних стадий злокачественных новообразований шейки матки.
Организаторам здравоохранения и онкологам следует учесть полученные результаты при разработке научно обоснованной программы профилактики рака шейки матки в Чеченской Республике.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.