В последние годы в нашей стране происходят значительные преобразования в области высшего и послевузовского профессионального образования. В этой связи перед высшей медицинской школой стоят важные задачи по реформированию образовательного процесса. Об основных принципах непрерывного последипломного медицинского образования и пилотном проекте последипломного образования врачей-педиатров – в беседе с главным педиатром Центрального федерального округа России, заведующей кафедрой педиатрии Российской медицинской академии последипломного образования, д.м.н., профессором, заслуженным врачом России Ириной Николаевной ЗАХАРОВОЙ.
Профессор И.Н. ЗАХАРОВА
Вы имеете уникальную возможность регулярно общаться с врачами-педиатрами из разных регионов России. Каков уровень подготовки врачей-педиатров, которые приходят к Вам на циклы повышения квалификации?
Могу сказать, что в педиатрии работают настоящие профессионалы, в полной мере владеющие врачебным искусством. Однако также немало докторов, которые зачастую не знают о новых методах диагностики и лечения, лекарственных препаратах, не имеют навыков работы с информационными ресурсами, и самое главное – у них отсутствует мотивация к повышению профессионального уровня. Между тем для того, чтобы быть специалистом высокого класса, необходимо активно учиться всю жизнь. По мнению основоположника нашей кафедры, родоначальника отечественной неонатологии академика Георгия Несторовича Сперанского, врачу, чтобы ориентироваться в потоке новой информации в 60-х годах прошлого столетия, нужно было читать ежедневно 16 научных статей и непрерывно совершенствовать свои теоретические знания и практические навыки. За 50 лет, прошедших с этого времени, наука шагнула далеко вперед. Мы получили доступ к огромному объему информации благодаря интернет-ресурсам, многочисленным журналам, книгам, конгрессам и конференциям. Эту информацию нужно уметь воспринимать, вычленять только те рекомендации, которые соответствуют принципам медицины, основанной на доказательствах.
Какие новые формы обучения используются на кафедре педиатрии РМАПО?
Сейчас во всем мире наблюдается глобализация рынка образовательных услуг, образовательные учреждения активно сотрудничают с профессиональными сообществами, ассоциациями из разных стран. Так, летом 2011 г. кафедра педиатрии РМАПО, которой я заведую, совместно с Европейским обществом специалистов по педиатрической гастроэнтерологии, гепатологии и питанию (European Society of Pediatric Gastroenterology, Hepatology, and Nutrition – ESPGHAN) провела летнюю школу для 60 российских врачей, владеющих английским языком. Отмечу, что европейская профессиональная педиатрическая организация ESPGHAN, основываясь на данных доказательной медицины, отбирает наиболее эффективные методы диагностики и лечения (с высоким уровнем доказательности – А или В) различных заболеваний у детей. Согласительными документами и рекомендациями этой организации обязаны руководствоваться в своей деятельности педиатры, гастроэнтерологи, нутрициологи, гепатологи стран, входящих в Евросоюз.
В течение последних двух лет с участием ведущих европейских ученых и клиницистов нами проведено 40 образовательных семинаров, которые пользуются большой популярностью у детских врачей не только столицы, но и регионов нашей страны (Санкт-Петербург, Ставрополь, Ярославль и др.). На этих семинарах обсуждаются узкие темы (например, пищевая аллергия, диарея, запоры, младенческие кишечные колики и т.д.). Ценность семинаров в том, что, приглашая известного европейского специалиста, мы можем в течение нескольких часов задавать вопросы и обсуждать клинические случаи. Безусловно, ни у кого не возникает сомнений в важности последипломного образования специалистов. Сегодня наша цель – оптимизировать учебный процесс, опираясь на отечественные традиции, но при этом учитывая также подходы, разработанные и апробированные международным сообществом.
Одним из шагов в этом направлении станет реформа системы медицинского послевузовского образования…
Согласно действующей системе последипломного медицинского образования, каждый врач раз в пять лет должен пройти обучающий 144-часовой цикл. Однако медицина – это динамично развивающаяся наука, и в течение пяти лет во всех ее сферах происходят серьезные изменения. Иногда новые знания полностью переворачивают устоявшиеся представления об алгоритмах ведения больного. Именно поэтому на современном этапе врачу необходимо уметь быстро овладевать медицинскими и информационными технологиями, ориентироваться в широкой линейке лекарственных средств. И учиться он должен не раз в пять лет, а постоянно, буквально ежедневно – по системе непрерывного образования, как это устроено за рубежом. Там студент получает общее медицинское образование, затем специализируется по педиатрии еще в течение пяти лет. После обучения в вузе он самостоятельно продолжает повышать свою квалификацию: следит за современными тенденциями в сфере медицины, изучает новые разработки в диагностике и лечении тех или иных болезней у детей, посещает конгрессы, конференции, семинары по различным вопросам педиатрии, причем за свой счет и в свободное от основной работы время. Там спрос с врача за знания жесткий: не сдал экзамен – не имеешь права лечить.
Какие главные изменения ждут послевузовское медицинское образование?
Модернизация высшего образования, в соответствии с Болонской декларацией, к которой в 2003 г. присоединилась и Россия, затрагивает не только додипломное, но и последипломное образование. В соответствии с новым Законом «Об образовании в РФ» были разработаны нормативные документы по развитию непрерывного медицинского образования. Авторы предложили интегрировать европейские образовательные технологии (систему зачетных кредитов) в сложившуюся систему российского дополнительного образования. При этом сохраняются все существующие в России формы дополнительного профессионального образования. Система зачетных кредитов позволяет учитывать учебную нагрузку (один кредит равен одному академическому часу). Все часы заносятся в персональную электронную зачетную книжку.
Так, накапливать учебные единицы (кредиты) врач может, участвуя в работе конференций, съездов, конгрессов, симпозиумов и других образовательных и научно-практических мероприятий, организованных профессиональным медицинским сообществом. Согласно новому пилотному проекту по педиатрии, который создается в РМАПО, врач-педиатр может проходить обучение следующим образом. Он набирает самостоятельно на конгрессах, съездах не менее 36 кредитов. Еще 50 часов врачу-педиатру засчитываются за дистанционное образование. Авторизовавшись на специальном сайте, педиатр получает доступ к учебным модулям. Например, первый модуль посвящен физическому развитию ребенка. Курсант изучает 25 слайдов с пояснениями, осмысливает материал и после успешного прохождения тестирования переходит ко второму модулю и т.д. Эти тематические модули мы сейчас разрабатываем. Контролировать выполнение заданий будут преподаватели-кураторы. Получив 36 кредитов за посещение образовательных мероприятий и 50 кредитов за прохождение дистанционного обучения, врач обязан пройти двухнедельный цикл с обязательной сдачей устного экзамена на нашей кафедре, которая по-прежнему выполняет функции обучения, оценки и контроля знаний.
Когда стартует пилотный проект по педиатрии?
Проект заработает в марте, первыми в нем примут участие врачи-педиатры Северо-Западного округа города Москвы. Насколько инициатива окажется успешной, покажет время. Нам важно достичь главной цели новой системы послевузовского образования – помочь врачу выработать активную позицию, нацелить его на самостоятельное и постоянное повышение квалификации. Это значит заниматься самоподготовкой, читать профессиональную литературу, знакомиться с последними разработками, участвовать в съездах, пленумах, научно-практических конференциях. Перспективы развития здравоохранения и педагогического образования будут обсуждаться на одном из самых авторитетных медицинских форумов – ХVII Конгрессе педиатров России. Помимо организационных вопросов на нем будут затронуты проблемы, связанные со вскармливанием здорового и больного ребенка, функциональными нарушениями, заболеваниями поджелудочной железы, формированием вкусовых пристрастий, нарушениями аппетита и др. Благодаря насыщенной научной программе и профессионализму участников конгресс в очередной раз станет генератором новых идей и площадкой для обсуждения самых актуальных проблем современной педиатрии, в том числе вопросов непрерывного послевузовского образования врачей.