– Сергей Николаевич, как родилась инициатива проведения I Национального конгресса по болезни Паркинсона и расстройствам движений?
– Расстройства движений и болезнь Паркинсона занимают особое место в клинической неврологии в связи с высокой распространенностью, социально-экономической значимостью, разнообразием, значительной тяжестью клинических проявлений и нередко трудностями лечения. Неудивительно, что этой проблеме уделяется большое внимание в мировой неврологии: успешно работает Международное общество двигательных расстройств, проводятся крупные ежегодные научные форумы, выходят специализированные и весьма авторитетные журналы по данной тематике. До недавнего времени в нашей стране не проходило значительных мероприятий, посвященных этой проблеме, как не существовало и профессионального общества для врачей, занимающихся двигательными нарушениями. Именно поэтому своевременной выглядела инициатива Научного совета по неврологии РАМН и Минздравсоцразвития России совместно с его головным учреждением – Научным центром неврологии РАМН – организовать и провести I Национальный конгресс по болезни Паркинсона и расстройствам движений. Он с большим успехом прошел в сентябре 2008 г.
– Как известно, на первом конгрессе было принято решение о создании профессионального сообщества для специалистов, занимающихся изучением болезни Паркинсона.
– Действительно, в 2009 г. было официально зарегистрировано Некоммерческое партнерство «Национальное общество по изучению болезни Паркинсона и расстройств движений». Создавая общество, мы преследовали несколько важных целей. Во-первых, совершенствование системы оказания помощи пациентам с болезнью Паркинсона и расстройствами движений. Во-вторых, организация специализированных кабинетов по всей России и налаживание взаимодействия с региональными органами здравоохранения. В-третьих, координация научной работы ученых-паркинсонологов нашей страны.
Был создан сайт www.society.parkinsonizm.ru, на котором размещены сведения об обществе, прошедших и будущих событиях и мероприятиях, информация о расстройствах движений, нормативные документы и полезные ресурсы. С гордостью также отмечу, что к выпуску готовится уже третий Бюллетень Национального общества по изучению болезни Паркинсона и расстройств движений. Бюллетень был задуман нами для того, чтобы врачи могли быть в курсе всего многообразия проводимых в России научных, организационных и образовательных мероприятий в рамках деятельности общества. На страницах Бюллетеня мы также представляем результаты работы профильных специализированных центров, рассказываем об основных достижениях отечественных ученых, сопоставляя их с мировым опытом в данной сложнейшей области неврологии.
Одним из важных и необходимых направлений деятельности общества, в соответствии с современной тенденцией перехода на информационные технологии, является ведение электронного регистра болезни Паркинсона. Электронный регистр позволит собирать, накапливать, хранить информацию о состоянии пациентов, прослеживать динамику, обрабатывать данные и осуществлять длительное проспективное наблюдение различных групп больных. Мы внедряем в практику специально созданную компьютерную программу и обучаем российских врачей заполнять и вести электронные медицинские амбулаторные карты пациентов с болезнью Паркинсона.
Другое значимое направление нашей работы – активное взаимодействие с недавно созданным Обществом помощи пациентам с болезнью Паркинсона, болезнью Гентингтона и другими инвалидизирующими расстройствами движений, председателем которого является доктор медицинских наук, профессор Н.В. Федорова. Необходимость создания пациентского общества тоже назрела давно. Больные с расстройствами движений должны знать современные возможности лечения, реабилитации, обладать полной информацией по профильным заболеваниям, им нужно помочь адаптироваться к активной жизни в сложившихся условиях и обеспечить достойное качество жизни. Наша задача – поддержать эту инициативу. Опыт показывает, что для достижения положительного результата работу с пациентской организацией на местах должен курировать врач-специалист. Мы надеемся привлечь внимание общественности, средств массовой информации, частных фондов, наладить взаимодействие с органами власти и здравоохранения для совместного решения проблем профильных пациентов и членов их семей.
– Верно ли, что II Национальный конгресс по болезни Паркинсона и расстройствам движений проходил уже под эгидой Национального общества?
– Организация тематических конференций по двигательным расстройствам является одним из направлений работы общества, и проведение Национального конгресса – это кульминация его деятельности. На мой взгляд, конгресс прошел с большим успехом, в нем приняли участие около 900 специалистов, для моноконференции это достаточно внушительная цифра. В Москву приехали представители 12 стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе США, Франции, Германии, Великобритании, Чехии, Эстонии. Думаю, российским неврологам было интересно вживую услышать европейских лидеров в области диагностики и лечения болезни Паркинсона. С докладами выступили Питер Дженнер – профессор из Великобритании, входящий в пятерку самых цитируемых авторов в области двигательных расстройств; Оливье Раскол – ведущий паркинсонолог, специалист в области клинических исследований при болезни Паркинсона; Дирк Дресслер – человек «номер один» в Европе по применению ботулинотерапии в неврологии; Бернхард Ландвермайер – ведущий мировой эксперт по болезни Гентингтона из Германии, Эвжен Ружичка – известный специалист по нарушениям ходьбы из Чехии.
– Что, по Вашему мнению, отличало второй конгресс от первого?
– Прежде всего, в этом году конгресс длился не два, а три рабочих дня. В первый день на базах ведущих клинических и научных центров Москвы состоялись учебные циклы по наиболее значимым проблемам двигательных расстройств. Были рассмотрены вопросы лечения ранних и поздних стадий болезни Паркинсона, недвигательные расстройства при болезни Паркинсона, редкие формы экстрапирамидных заболеваний и психогенные двигательные расстройства. Включение подобных школ в программу научных форумов активно практикуется во всем мире. Кроме того, учебные циклы получили хорошие отзывы участников второго конгресса, поэтому, скорее всего, возьмем этот опыт на вооружение. Второй и третий дни были посвящены научным докладам, состоявшимся в рамках пленарных, симпозиальных, сателлитных заседаний. Как и во время первого конгресса, так и в этом году были проведены специальный киносеанс (художественный фильм по проблеме двигательных расстройств) и видео-сессия, посвященная дифференциальной диагностике расстройств движений.
– Какие темы, выбранные в этом году для обсуждения на конгрессе, по Вашему мнению, были наиболее актуальны?
– Наши ведущие специалисты регулярно участвуют в зарубежных форумах, поэтому научная программа конгресса формировалась с учетом мировых тенденций. Особое внимание было уделено возрастным особенностям болезни Паркинсона и других двигательных расстройств (эта проблема приобретает все большую значимость в связи с постарением населения в развитых странах), а также немоторным проявлениям болезни Паркинсона. Можно выделить также доклады, представляющие новые уникальные технологии нейровизуализации и нейрофизиологии, а также сообщения о молекулярных основах и экспериментальных моделях паркинсонизма.
Однако лейтмотивом конгресса, естественно, были и остаются все аспекты диагностики и особенно лечения болезни Паркинсона. На данный момент существует семь групп разрешенных в клинике противопаркинсонических средств. Ежегодно на российский рынок выходят один-два новых лекарственных препарата, в производстве находятся еще несколько десятков (!) групп препаратов. В последнее время активно осваиваются хирургические способы лечения, к сожалению, они не всем доступны. Такой эффективный вид хирургического лечения, как электростимуляция глубоких структур головного мозга, применяемый с 1990-х гг., в России выполняется только в трех учреждениях г. Москвы. На эти центры выделяется всего несколько десятков квот в год (1 квота стоит 1 млн руб.). По этой причине лечение, которое способно кардинальным образом изменить существование больного, его физические и социальные возможности, получает только один из 2000 нуждающихся. В Москве, Санкт-Петербурге, Казани проходит апробацию другой инновационный метод лечения, используемый у тяжелых больных, – установка микрогастростомы в 12-перстной кишке для непосредственного ввода леводопы в виде суспензии. Это позволяет достичь равномерного поступления леводопы в течение дня и нормализовать состояние больного. Методика дорогостоящая и, скорее всего, также будет распределяться по квотам.
– На конгрессе Вы уделили большое внимание ранней диагностике болезни Паркинсона.
– Проблема заключается в том, что у всех нейродегенеративных заболеваний существует длительная латентная стадия, которая длится несколько лет и даже десятилетий. Только когда в участках мозга, страдающих при том или ином заболевании (будь то болезнь Альцгеймера, Паркинсона и др.), погибает уже больше половины нейронов, появляются первые внешние симптомы. Получается, что самые ранние проявления болезни, которые позволяют поставить клинический диагноз, свидетельствуют уже о далеко зашедшей стадии давно запущенного процесса нейродегенерации. Именно поэтому перед исследователями стоит приоритетная задача – как можно раньше распознать предикторы заболевания. Речь идет не о тех двигательных проявлениях, которые всем известны, – повышении мышечного тонуса, скованности, малоподвижности, дрожании, а о немоторных симптомах: нарушении обоняния, расстройствах сна определенной модальности, деятельности вегетативной нервной системы, депрессии, определенном болевом синдроме и т.д. Если каждый из них отдельно неспецифичен для болезни Паркинсона, то, диагностировав эти нарушения в совокупности, можно говорить о том, что пациент входит в группу риска развития болезни Паркинсона. В диагностике этих проявлений могут помочь некоторые специальные лабораторно-инструментальные методы обследования (например, полисомнография, сцинтиграфия миокарда и др.). Думаю, что возможность выявления таких пациентов появится в течение ближайшего времени, когда будет поставлен вопрос о скрининге населения с помощью клинических и параклинических инструментальных тестов. Естественно, это будет способствовать повышению эффективности лечения, потому что терапевтические и профилактические мероприятия наиболее успешны на ранних стадиях. Подобные исследования ведутся и для осуществления диагностики максимально ранних форм и минимально выраженных проявлений болезни Альцгеймера. Например, позитронно-эмиссионная томография или методы тестирования когнитивных функций по тонким шкалам позволяют еще до развернутой стадии деменции определить, относится ли человек к группе риска. Превентивные меры при такого рода заболеваниях, несомненно, очень значимы с социальной точки зрения.
– Это становится особенно актуальным в связи с тем, что заболеваемость болезнью Паркинсона, по прогнозам, будет расти.
– Заболевания, ассоциированные с пожилым возрастом, такие как болезнь Паркинсона, играют крайне важную роль, потому что, по прогнозам, число людей с болезнью Паркинсона к 2030 г. удвоится, в том числе в нашей стране. Сейчас в России прирост заболевших составляет примерно 15 тыс. новых случаев ежегодно. Всего в нашей стране проживают около 200 тыс. пациентов с болезнью Паркинсона, и эти цифры будут только расти. Отметим, что увеличивается число больных не только пожилого, но и, в силу ряда причин, молодого возраста. Болезнь Паркинсона у 40-летних, к сожалению, уже не редкость.
– Какие задачи сейчас стоят перед Национальным обществом по изучению болезни Паркинсона и расстройств движений?
– Необходимо расширять электронный регистр, организовывать учебные школы и локальные конференции в регионах страны, активно взаимодействовать с пациентским обществом. Естественно, будут продолжаться клинические исследования и апробация новых методов и технологий лечения. Глубокое и широкомасштабное изучение болезни Паркинсона на разных уровнях уже позволило значительно увеличить возможности помощи больным. При адекватном лечении продолжительность жизни пациента с болезнью Паркинсона приближается к общепопуляционному, теперь идет борьба за качество жизни пациента. Важно, чтобы особенно на поздних стадиях болезни пациент не был обездвижен, мог обслуживать себя, по возможности оставался когнитивно сохранным. Еще предстоит сделать многое, чтобы этого добиться.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.