Псориаз является распространенным хроническим воспалительным неинфекционным заболеванием кожи, одинаково часто встречающимся среди лиц обоего пола разных возрастных групп. Почти в трети случаев данный вид дерматоза дебютирует в детстве. По оценкам, в 30–50% случаев псориаз развивается в возрасте до 20 лет [1–3]. Согласно статистике, показатели распространенности заболевания в детской популяции с 1970 г. увеличились более чем в два раза [1]. Например, распространенность псориаза в Великобритании среди детей в возрасте до девяти лет достигает 0,55%, в возрасте от десяти до 19 лет – 1,37% [3]. Псориаз относится к распространенным хроническим иммуноопосредованным воспалительным заболеваниям, поражающим кожу, ногти и суставы.
Псориаз негативно отражается на психологическом статусе ребенка, препятствует его нормальному развитию и психосоциальной адаптации в обществе. В свою очередь ожирение, артериальная гипертензия, гиперлипидемия, сахарный диабет и ревматоидный артрит, нередко сопутствующие детскому псориазу, могут представлять угрозу для здоровья и жизни маленьких пациентов.
Особенности детского псориаза
Несмотря на то что клинические симптомы заболевания проявляются одинаково у лиц разного возраста, детскому псориазу присущи некоторые особенности.
Типичные для псориаза эритематозные бляшки, покрытые серебристыми чешуйками, у детей обычно значительно тоньше и меньше, чем у взрослых. При этом псориатические высыпания у детей в отличие от взрослых часто образуются на лице (рис. 1) и сгибательных поверхностях конечностей (рис. 2), имеют ограниченную площадь распространения на коже и нередко мацерируются [4–5].
Как у детей, так и у взрослых псориатические высыпания в большинстве случаев локализуются на коже. Тем не менее у детей псориатические папулы и бляшки могут располагаться симметрично на любых участках кожного покрова [6].
Формы детского псориаза и диагностика
Нередко псориатические высыпания на ягодицах и в аногенитальной зоне у младенцев ошибочно трактуются как пеленочный дерматит. В отличие от пеленочного дерматита псориатические высыпания указанной локализации характеризуются резко очерченными границами, слабо выраженной инфильтрацией, распространением на паховую зону и отсутствием положительного эффекта от терапевтических манипуляций, используемых при пеленочном дерматите. Псориатические высыпания в зоне памперса часто мацерируются и перерастают в течение одной-двух недель в обширное мокнущее поражение паховой и аногенитальной областей [7]. Такие особенности клинических проявлений псориаза в педиатрической популяции чреваты диагностическими ошибками примерно в 26–30% случаев. При этом псориаз, похожий на пеленочный дерматит, характеризуется торпидным течением и трудно поддается лечению [8].
У детей более старшего возраста почти в 75% случаев развивается вульгарный псориаз, симптомы которого проявляются в виде характерных эритематозно-сквамозных папул и бляшек с серебристо-белыми чешуйками на поверхности. Они могут быть разного размера и возникают преимущественно на волосистой части головы (рис. 3), лице, разгибательных поверхностях локтевых и коленных суставов. У детей с псориазом волосистая часть головы нередко становится областью, где заболевания кожи проявляются впервые [9].
Каплевидный псориаз – вторая по распространенности форма заболевания у детей [10]. По данным некоторых авторов, острое начало каплевидного псориаза связано с перенесенной вирусной или стрептококковой (вызванной бета-гемолитическим стрептококком) инфекцией. Такая форма псориаза развивается примерно спустя две недели после перенесенной инфекции [11]. К развитию каплевидного псориаза у детей могут приводить и перенесенные заболевания желчевыводящих путей. В этом случае псориатические высыпания появляются спустя три-четыре месяца от начала соматического заболевания [11]. Между тем у большинства детей, у которых на фоне патологии желчевыводящих путей псориаз дебютировал в каплевидной форме, впоследствии может развиться бляшечная форма заболевания [5, 12]. Высказывается предположение, что в отсутствие трансформации каплевидного псориаза в бляшечный риск дальнейшего тяжелого течения заболевания возрастает [12].
Пустулезный псориаз у детей наблюдается редко – 1,0–5,4% случаев [13]. Считается, что развитие этой формы заболевания обусловлено мутацией гена, ответственного за синтез рецептора к интерлейкину 36 (IL36RN), а также повышением уровня сывороточного интерлейкина 1 [13]. Пустулезный псориаз характеризуется возникновением на коже поверхностных пустул со стерильным содержимым и может сопровождаться ухудшением общего состояния больного, лихорадкой, недомоганием и артралгией. Различают генерализованные и локализованные формы пустулезного псориаза. У детей отмечаются преимущественно генерализованный пустулезный псориаз Цумбуша и аннулярный псориаз [14].
К менее распространенным формам детского псориаза относятся ладонно-подошвенный (рис. 4), линейный псориаз, изолированный псориаз на коже лица и псориатическая эритродермия. Причем последняя в детском возрасте характеризуется крайне тяжелым течением и может представлять угрозу для жизни из-за выраженной гипотермии, гипоальбуминемии и сердечной недостаточности.
При псориазе иногда наблюдаются изменения ногтевых пластин и ногтевого ложа (рис. 5 и 6). Псориатическая ониходистрофия отмечается примерно у 40% детей с псориазом, причем у мальчиков чаще, чем у девочек [6, 9, 12]. Изменения ногтевой пластины могут предшествовать развитию типичных псориатических высыпаний на коже, появиться одновременно с ними или позже. У детей с псориазом чаще наблюдаются «наперстковидная» ониходистрофия, симптом нефтяного пятна, онихолизис (отделение дистальной части ногтевой пластинки от ногтевого ложа), подногтевой гиперкератоз и точечные кровоизлияния на ногтевом ложе.
Еще одно проявление псориаза у детей – ювенильный псориатический артрит. Данные о его распространенности варьируются в пределах 1–10% [5, 12]. О сложности дифференциальной диагностики свидетельствует тот факт, что среди пациентов с ювенильным идиопатическим артритом примерно в 7% случаев впоследствии диагностируют псориатический ювенильный артрит [15]. Международной ассоциацией ревматологов были утверждены диагностические критерии ювенильного псориатического артрита, согласно которым заболевание диагностируется либо при наличии типичных кожных проявлений псориаза, либо, если высыпания отсутствуют, при появлении изменений ногтевых пластин и/или наличии псориаза у членов семьи первой степени родства [16]. Пик заболеваемости псориатическим артритом у детей приходится на возраст от девяти до 12 лет. При этом появление псориатических высыпаний на коже часто предшествует развитию специфического поражения суставов [7, 12].
Диагностика псориаза у детей основана на визуальном осмотре и выявлении характерных проявлений заболевания. Помимо клинических симптомов и особенностей, описанных выше, у детей с псориазом наблюдается симптом Ауспица, или симптом «кровяной росы», – мелкоточечные кровотечения, возникающие при соскабливании чешуек с поверхности псориатической бляшки. У детей, равно как и у взрослых, в местах травмирования кожи могут возникать новые псориатические высыпания – изоморфная реакция кожи, или феномен Кебнера, вторичная гиперпигментация после разрешения псориатических высыпаний, а также другие типичные для псориаза диагностические симптомы.
Если на основании клинических проявлений, особенно при атипичном течении, подтвердить диагноз псориаза не представляется возможным, следует провести биопсию кожи. В настоящее время дерматоскопия признана стандартным диагностическим инструментом в дерматологии. Дерматоскопическими признаками при псориазе являются красные точки и гранулы, светло-красный или бледно-розовый цвет фона чешуйки серебристо-белого, иногда желтоватого цвета [17].
Псориаз и сопутствующие заболевания
Среди клинических особенностей течения псориаза у детей, так же как и у взрослых, следует отметить высокую степень ассоциации с определенными сопутствующими заболеваниями. Так, у больных псориазом в возрасте до 18 лет гиперлипидемия, ожирение, гипертония, сахарный диабет и ревматоидный артрит обнаруживаются в два раза чаще, чем у детей и подростков аналогичного возраста без псориаза. Болезнь Крона у таких больных встречается в четыре раза чаще, чем в контрольной группе [18].
Ожирение как коморбидное состояние при псориазе отмечают многие исследователи. Например, показано, что у детей с избыточным весом, умеренным и крайне выраженным ожирением риск развития псориаза в 1,31, 1,39 и 1,78 раза соответственно выше, чем у детей с нормальным весом [19]. Соотношение шансов развития ожирения и избыточной массы тела у детей с псориазом – 4,29 и 2,65 соответственно. Установлена прямая зависимость между степенью ожирения и тяжестью течения псориаза [20].
Снижение качества жизни и уменьшение физической активности у детей с псориазом вследствие зуда и появления высыпаний на видимых участках кожного покрова могут способствовать развитию ожирения. В свою очередь псориаз может стать следствием ожирения, когда развиваются процессы системного воспаления. По данным A.S. Paller и соавт., избыточный вес или ожирение опережали псориаз по крайней мере на два года у 93% детей с этим дерматозом [20]. Среди членов семей таких детей от излишнего веса или ожирения страдали 48 и 41% соответственно. Эти данные также свидетельствуют о том, что образ жизни, пищевые привычки оказывают косвенное, но значимое влияние на риск развития псориаза у детей.
Метаболический синдром также считается коморбидным состоянием у детей с псориазом. О наличии метаболического синдрома в детском возрасте можно судить по следующим показателям: уровень триглицеридов натощак ≥ 1,1 ммоль/л, содержание липопротеинов высокой плотности в сыворотке крови < 1,3 ммоль/л (за исключением юношей в возрасте 15–19 лет, у них этот показатель < 1,2 ммоль/л), концентрация сывороточной глюкозы натощак ≥ 6,1 ммоль/л, окружность талии > 75-го перцентиля для соответствующего возраста и пола, систолическое артериальное давление > 90-го перцентиля для соответствующего пола, возраста и роста ребенка [21]. Однако, исходя из современных представлений, детский псориаз не является дополнительным фактором риска развития сопутствующих метаболических нарушений и сердечно-сосудистых заболеваний в зрелом возрасте [22].
Результаты клинических исследований с участием взрослых пациентов с псориазом продемонстрировали наличие признаков депрессии и тревоги примерно у 60% из них. Изучение психологического статуса детей ограничено возрастными особенностями развития психики ребенка. Тем не менее установлено, что боль, зуд и ухудшение внешнего вида, возникшие в результате заболевания, могут привести к развитию крайней стеснительности, социальному дискомфорту и тревоге у детей с псориазом. У таких детей риск развития депрессии, тревожности и биполярного расстройства выше, чем у относительно здоровых сверстников. Кроме того, у детей с псориазом потенциальная необходимость в приеме психотропных препаратов на 47% выше, чем у их ровесников [23].
Заключение
Клинические проявления псориаза у детей и взрослых схожи. Вместе с тем симптоматика детского псориаза имеет ряд особенностей. К сожалению, систематизированных данных о течении псориаза у детей явно недостаточно. Ограниченное количество диагностических руководств и стандартов терапии псориаза у детей требует дальнейшего изучения эпидемиологии и клинической симптоматики, а также разработки и систематизации современных принципов диагностики и лечения.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.