Атопический дерматит (АтД) – хронический зудящий рецидивирующий воспалительный дерматоз, характеризующийся возрастной морфологией клинических проявлений. Заболевание развивается у пациентов с наследственной предрасположенностью.
В настоящее время АтД рассматривается как крупная медицинская и социальная проблема в связи с высокой распространенностью, хроническим рецидивирующим течением, возможностью формирования тяжелых форм с проградиентным течением и торпидных к традиционной терапии [1–3].
В развитии АтД важную роль играет сочетание нарушений барьерных функций кожи и изменения иммунологической реактивности организма.
Нарушение целостности кожного барьера обусловлено дефектом генов структурных белков, участвующих в образовании рогового слоя эпидермиса (филаггрина и лорикрина), недостаточным синтезом липидов кожи (керамидов) и антимикробных пептидов. Дефицит жироподобных компонентов приводит к истончению гидролипидной пленки рогового слоя эпидермиса. Как следствие, повышается его проницаемость и увеличивается трансэпидермальная потеря влаги, что приводит к сухости кожи.
Снижение антимикробной защиты сопровождается повышенной колонизацией кожи условно-патогенными и патогенными бактериями (стафилококками) и грибами (Candida, Malassezia), что в свою очередь увеличивает риск развития инфекционных заболеваний.
Проникающие в эпидермис раздражающие вещества (бытовая химия), аллергены (клещи домашней пыли, плесневые грибы) и микроорганизмы вызывают воспаление, появление зуда и высыпаний [4].
Иммунные нарушения у больных АтД обусловлены врожденной гиперчувствительностью к пищевым (белок коровьего молока, рыбы, яиц), аэроаллергенам (клещи домашней пыли, пыльца растений) и избыточным образованием реагиновых антител класса IgE. Повышенное содержание IgE в крови обнаруживается более чем у 50% больных.
Указанные иммуноглобулины, адсорбируясь в коже, связываются своим Fc-фрагментом с тучными клетками и базофильными лейкоцитами, инициируя под воздействием аллергенов высвобождение этими клетками биологически активных веществ (гистамина, серотонина, простагландинов и лейкотриенов).
В эпидермисе IgE фиксируются на эпидермальных дендритных клетках (клетках Лангерганса), имеющих высокое сродство с IgE. Дендритные клетки реагируют на различные аллергены, микробные антигены, проникающие в эпидермис, длительное механическое воздействие (расчесывание), высвобождая главные медиаторы воспаления – фактор некроза опухоли альфа и интерлейкин 1 бета. Далее происходит накопление Т-лимфоцитов, усиливающих воспалительную реакцию за счет секреции провоспалительных цитокинов и хемокинов. В начальной (острой) стадии воспаления отмечается преобладание Т-хелперов 2-го типа, продуцирующих интерлейкины 4, 5, 13, усиление синтеза IgE. В хронической стадии воспалительный процесс поддерживается Т-хелперами 1-го типа, которые в большом количестве синтезируют провоспалительный цитокин – интерферон гамма [2, 4, 5].
Следовательно, топическая терапия является обязательной частью комплексного лечения АтД. Она должна быть патогенетически обоснованной и проводиться с учетом патологических изменений кожи.
Базовая топическая терапия направлена на предупреждение развития воспаления кожи, вторичного инфицирования, восстановление поврежденного эпителия и улучшение барьерных функций кожи [6–8].
Несмотря на достигнутые в последние годы успехи в лечении АтД, его профилактика и реабилитация больных относятся к труднейшим задачам практической дерматологии. В связи с этим особое внимание уделяется средствам лечебной дерматологической косметики.
Правильно выбрать средство лечебной дерматологической косметики для пациента поможет знание основных его свойств, потенциальных возможностей и побочных эффектов.
Так, некоторые увлажняющие средства в виде эмульсий, кремов и мазей могут оказывать раздражающее воздействие из-за наличия в их составе стабилизаторов, растворителей и отдушек. Эмульсии содержат воду, и у некоторых пациентов их применение может привести к подсушиванию кожи (эффект испарения). Эмульсии и кремы, в состав которых входит спирт, способны вызывать обострение заболевания вследствие повышенной чувствительности кожи в местах воспаления. Именно поэтому увлажняющие и смягчающие средства, применяемые для ухода за кожей больных АтД, не должны содержать стабилизаторов, отдушек, спирта и других компонентов, растворяющих липиды, а также минеральных масел, вазелина, ланолина [6–8].
Сегодня в арсенале врача-дерматовенеролога появились новые топические агенты – средства лечебной косметики для атопичной кожи Glatte. Крем-пена Glatte предназначен для быстрого и длительного увлажнения кожи.
Средство содержит 5%-ную мочевину, масло авокадо, сквалан, молочную кислоту. Оно глубоко проникает во все слои кожи, сохраняет собственный гидролипидный слой эпидермиса, восстанавливает эластичные свойства кожи.
Крем-пена Glatte не содержит в качестве жировой основы вязких веществ, таких как вазелин, ланолин, воск, парафин. Следовательно, не обладает комедогенностью. Крем-пена Glatte гипоаллергенный: не содержит красителей, ароматических веществ и парабенов.
Благодаря уникальной форме – крем-пена – средство легко наносится на большие участки кожи и моментально впитывается.
Нами проведено открытое несравнительное исследование, целью которого стала оценка эффективности, безопасности и переносимости наружных средств Glatte в терапии больных АтД.
Материал и методы
В исследовании приняли участие 35 больных АтД.
Критерии включения в исследование:
желание больного участвовать в исследовании;
пациенты мужского и женского пола старше 14 лет;
АтД в анамнезе, подтвержденный медицинской документацией;
отсутствие системной и топической терапии за месяц до начала исследования;
возможность выполнять требования протокола исследования.
Критерии исключения:
повышенная чувствительность к любому из компонентов препарата;
участие в других клинических исследованиях.
В случайном порядке больных разделили на две группы. Первая группа – 23 человека (из них 11 женщин, 12 мужчин), вторая – 12 (из них 5 женщин, 7 мужчин). Средний возраст пациентов первой группы – 21,4 ± 4,2 года, второй – 22,8 ± 5,3 года.
Все пациенты получали системную и топическую патогенетическую терапию.
Системная терапия включала:
раствор натрия тиосульфата 30%-ный – 10,0 мл внутривенно, струйно один раз в сутки, курс 10 дней;
эбастин – 20 мг в сутки перорально, курс 14 дней; гидроксизина гидрохлорид – 12,5 мг два раза в сутки перорально, курс 28 дней.
В качестве топической патогенетической терапии использовали мометазона фуроат (крем 0,1%-ный) – 15 г два раза в сутки на очаги поражения.
Кроме топических глюкокортикостероидов пациенты использовали наружные увлажняющие средства: первая группа – крем-пену Glatte, вторая – индифферентный крем (кольд-крем: ланолин, персиковое масло, вода в равных пропорциях). Режим применения – два раза в день через 1–1,5 часа после нанесения глюкокортикостероидов.
Исследование предполагало шесть визитов: один скрининговый и пять в период лечения и наблюдения. Продолжительность исследования составила 28 дней.
До начала терапии и по ее окончании проводились оценка клинических проявлений заболевания, клинический и биохимический анализ крови (общий белок, холестерин, общий билирубин, аланинаминотрансфераза, аспартатаминотрансфераза, глюкоза, мочевина, креатинин), общий анализ мочи.
Эффективность лечения АтД оценивалась по SCORAD (scoring of Atopic Dermatitis – шкала атопического дерматита), интенсивность зуда – по VAS (Visual Analogue Scale – визуальная аналоговая шкала), изменение качества жизни больных – по DLQI (Dermatology Life Quality Index – дерматологический индекс качества жизни).
Начиная со второго визита анализировались изменения клинической картины заболевания и дерматологических индексов. Дерматологический статус устанавливался по следующим критериям:
полное исчезновение первичных элементов сыпи – клиническое выздоровление;
разрешение высыпаний не менее чем на 70% по сравнению с исходными данными – значительное улучшение;
снижение выраженности патологического процесса не менее чем на 25% от исходных показателей – улучшение;
снижение выраженности патологического процесса менее чем на 25% по сравнению с исходными данными – отсутствие эффекта;
отрицательная динамика по сравнению с исходным состоянием – ухудшение.
Результаты
Исследование завершили все пациенты. Отклонение от нормы показателей крови и мочи у пациентов в обеих группах не зафиксировано. Не отмечено также побочных эффектов.
На фоне проводимой терапии наблюдалось улучшение состояния больных в группах (рис. 1–4).
Так, индекс SCORAD снизился в первой группе в 3,8 раза, во второй – в 2,2 раза.
До начала терапии медиана значения SCORAD в обеих группах статистически значимо не различалась – 38,2 и 37,9 балла соответственно (p > 0,05) (табл. 1, рис. 5). По окончании комплексного лечения медиана значения SCORAD в первой группе составила 10,4 балла, во второй – 17,1 балла (p < 0,05). Таким образом, показатель в первой группе оказался ниже показателя во второй группе в 1,7 раза.
При оценке интенсивности зуда по VAS отмечено статистически значимое его снижение в обеих группах (p < 0,05) (табл. 2, рис. 6). При этом в первой группе снижение показателя было более выраженным – 2,9 против 4,4 балла соответственно (p < 0,05), то есть меньше в 1,5 раза.
Анализ результатов по DLQI в первой группе показал, что на фоне комплексной терапии уменьшилось количество пациентов, на которых заболевание оказывало сильное и чрезвычайно сильное влияние (11–30 баллов по DLQI), – с 6 (26,1%) до 1 (4,3%) (р < 0,05), а также количество пациентов, на которых заболевание оказывало умеренное влияние (6–10 баллов по DLQI), – с 14 (60,9%) до 8 (34,8%) (р > 0,05). Более чем в четыре раза увеличилось число больных, на которых АтД не оказывал или оказывал незначительное влияние (0–5 баллов по DLQI), – с 3 (13,0%) до 14 (60,9%) (р < 0,05) (табл. 3, рис. 7). Во второй группе отмечена аналогичная динамика: количество пациентов, на которых заболевание оказывало сильное и чрезвычайно сильное влияние, уменьшилось с 3 (25,0%) до 1 (8,3%) (р > 0,05). Не изменилось число больных, на которых АтД оказывал умеренное влияние, – 7 (58,3%) и 7 (58,3%) соответственно (р > 0,05). При этом в два раза увеличилось количество тех, на кого болезнь не оказывала или оказывала незначительное влияние, – с 2 (16,7%) до 4 (33,3%) (р > 0,05).
Однако по окончании лечения количество пациентов, на которых заболевание не оказывало или оказывало незначительное влияние, в первой группе было почти в два раза больше, чем во второй (р < 0,05).
Выводы
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о высокой терапевтической эффективности крема-пены Glatte в комплексном лечении АтД, а также о высоком уровне его безопасности и хорошей переносимости. На фоне применения крема-пены Glatte значительно улучшились и значения DLQI. Таким образом, крем-пену Glatte можно рекомендовать для базового ухода за кожей при АтД.
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.