5. РЕЦИДИВ ПОСЛЕ ЛЕЧЕНИЯ НЕИНВАЗИВНОГО РАКА МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ
5.1. Неинвазивный рак мочевого пузыря высокого риска
Частота рецидива и прогрессирования неинвазивного РМП сильно коррелирует с несколькими факторами, включенными в калькулятор риска EORTC. Согласно этому калькулятору, риск прогрессирования в течение 5 лет составляет от 6 до 45% при опухолях высокого риска. Однако в проспективных многоцентровых исследованиях частота прогрессирования была статистически ниже, чем считалось ранее, даже с учетом наличия сопутствующей карциномы in situ. Это, возможно, связано с выполнением повторной резекции до включения в исследование и включения в протокол поддерживающей терапии [1]. Например, в недавно опубликованном мета-анализе показано, что БЦЖ-терапия предотвращает риск рецидива опухоли [2, 3]. В двух других мета-анализах обнаружено, что БЦЖ-терапия снижает риск прогрессирования опухоли [4, 5], но при этом отсутствуют различия в общей или канцер-специфической выживаемости по сравнению с таковой у пациентов, получавших только внутрипузырную терапию [4–6].
Как отмечается в рекомендациях Европейской ассоциации урологов по неинвазивному РМП, у отдельных пациентов есть основания для выполнения радикальной цистэктомии [7].
Недооценка стадии опухолей Та–Т1, в 35–62 % случаев отмеченная в большой серии выполненных цистэктомий, объясняется персистенцией или рецидивом опухолей из-за отсутствия второго или повторного ТУР и неоадъювантной терапии [8–10]. ТУР позволяет диагностировать от 24 до 49 % опухолей стадии Т2, которые первоначально были определены как неинвазивные [11, 12]. Прогрессирование до ИРМП статистически значимо снижает канцер-специфическую выживаемость. В анализе 19 исследований, включавших 3088 пациентов, канцер-специфическая выживаемость у пациентов с прогрессированием РМП до инвазивного составила 35%, что статистически значимо ниже по сравнению с больными с первичным ИРМП. Это подчеркивает необходимость раннего радикального лечения, например радикальной цистэктомии при неэффективности внутрипузырной терапии [7, 13, 14].
Согласно рекомендациям Европейской ассоциации урологов по неинвазивному РМП, целесообразно предлагать радикальную цистэктомию больным неинвазивным РМП с наивысшим риском прогрессирования [13]. Факторы риска включают:
Низкий уровень прогрессирования болезни главным образом наблюдается у больных с небольшими (< 3 см) опухолями и без сопутствующей CIS. В 20% случаев зафиксировано прогрессирование болезни в течение 5 лет, и приблизительно у 90 % пациентов мочевой пузырь интактен в течение 10 лет наблюдения [11] (УД 2). Однако, по опубликованным недавно результатам проспективного многоцентрового исследования, уровень прогрессирования был значительно ниже, чем отмечалось ранее, даже с учетом наличия сопутствующей CIS. Эти результаты, вероятно, объясняются сочетанием двух факторов: выполнением повторной резекции до включения в исследование и проведением поддерживающего лечения в рамках исследования [12] (УД 1b).
Несмотря на то что число больных с первичными опухолями стадии Та–Т1 и показания к выполнению цистэктомии при таких опухолях не были определены в крупных исследованиях, 10-летняя безрецидивная выживаемость достигает приблизительно 80 % и, таким образом, не отличается от выживаемости больных, которым проводится ТУР и поддерживающая БЦЖ-терапии [7, 9, 15, 16] (УД 3).
Радикальная цистэктомия также строго рекомендуется пациентам с РМП, резистентным к БЦЖ-терапии согласно рекомендациям Европейской ассоциации урологов по неинвазивному РМП:
У пациентов с рецидивом РМП, возникшим в течение 2 лет после проведения им первичного ТУР и БЦЖ-терапии, прогноз лучше, чем у больных с первично инвазивным раком, что свидетельствует в пользу проведения цистэктомии при первом рецидиве даже в случае наличия поверхностной опухоли (УД 3; СР С) [14].
В настоящее время доступны несколько стратегий сохранения мочевого пузыря, которые можно разделить на иммуно-, химио-, терапию с помощью устройств и комбинированную терапию [17]. Тем не менее опыт применения таких подходов ограничен, и необходимо считать, что радикальная цистэктомия превосходит по онкологическим показателям все остальные методы [18–20].
5.2. Рекомендации по лечению рецидива неинвазивного РМА (табл. 5.1)
Уважаемый посетитель uMEDp!
Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.
Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.
Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.